Содержание |
Страны Латинской Америки
По состоянию на 2012 год страны Латинской Америки объединяют усилия в развитии СПО: в 2007 г. создана организация Iberoamerican Network on Technological Cooperation and Libre/Free Knowledge, цель которой — межгосударственный обмен опытом по таким направлениям, как электронное госуправление, электронная медицина и образование, электронный бизнес, R&D и развитие компьютерной грамотности в сфере СПО.
- Аргентина: 92% органов государственной власти (ОГВ) используют СПО, 67% — планируют расширить использование СПО;
- Венесуэла: в 2004 г. принят указ об обязательном использовании СПО в ОГВ и на 2012 год СПО используется более чем в 90% ОГВ; правительство поддерживает Национальный репозиторий (Repositorio Nacional de Aplicaciones);
- Бразилия: 96% госучреждений использует СПО, 61% — планирует заменить на СПО всё имеющееся у них проприетарное ПО. Работает фонд СПО для ОГВ Portal de Software Publico Brasiliero; ОГВ обязаны выбирать ПО из него; если же ОГВ разрабатывает новое ПО — оно помещается в этот фонд;
Евросоюз
По состоянию на середину 2012 года:
- работает репозиторий СПО для ОГВ в странах Евросоюза, объединяющий в себе репозитории СПО разных стран ЕС;
- разработана специальная свободная лицензия European Union Public Licence;
- большая часть стран Евросоюза рекомендует государственным органам использовать СПО и открытые форматы документов (ODF).
Европейские учреждения здравоохранения (более 20 тыс. организаций) используют СПО из специализированного репозитория Connect и принимают участие в его разработке.
США
Министерство обороны США создает для себя ОС и приложения по модели разработки свободного ПО (часть ПО — свободное, часть — распространяется свободно только среди организаций-партнеров), июнь 2012 года[1].
Об использовании СПО в госсекторе США читайте в отдельной статье по ссылке.
Великобритания
В новой ИТ-стратегии правительства Великобритании (2012 г) сделана ставка на ПО с открытым кодом. Стратегия содержит план мероприятий на предстоящие два года, из которых большинство предстоит выполнить в течение ближайшего года.
Мировые и локальные тенденции, влияющие на распространение СПО
Появление бесплатной альтернативы проприетарному ПО в сфере серверной ИТ-инфраструктуры привело к тому, что компании-заказчики начали постепенно сокращать расходы по данной статье ИТ-бюджетов, перенося инвестиции в области прикладного ПО и услуг (в том числе услуг заказной разработки на базе СПО, внедрения и поддержки). Данная тенденция, наблюдавшаяся на протяжении последних лет, вынудила многие ИТ-компании в той или иной степени пересмотреть свои бизнес-модели, снижая ориентацию на продажу программных продуктов и усиливая направления консалтинга и услуг. В дальнейшем эта тенденция, скорее всего, будет усиливаться, распространяясь из сегмента инфраструктурного ПО на бизнес-приложения. Предпосылками к этому служит появление стабильных проектов разработки прикладного СПО, а косвенным свидетельством, которое мы можем наблюдать уже в течение двух лет выход на рынок СПО поставщиков проприетарных бизнес-систем, таких как Oracle.
Как на Западе, так и в России проявляется тенденция опережающего освоения СПО в бизнесе по сравнению с государственными организациями. Бизнес более оперативно реагирует на появляющиеся возможности сокращения затрат и менее связан бюрократическими процедурами и регламентами, в том числе в части принятия решений о внедрениях. Кроме того, на большинстве рынков оплата ИТ-специалистов в бизнесе выше, чем в госсекторе, что позволяет коммерческим структурам нанимать более квалифицированных специалистов, которые лучше ориентируются в имеющихся на рынке новых возможностях. В последнее время, когда ряд правительств принимает государственные программы поддержки СПО, эта диспропорция на отдельных рынках уменьшается. Однако в государственном секторе распространение СПО будет сдерживаться до тех пор, пока сообщество разработчиков или поставщики решений на базе СПО не добьются определенного уровня стандартизации технологий СПО. Разработка открытых стандартов в частности, стандартов документов и деятельность по их широкому принятию в сфере ИТ еще одна тенденция, которая набирает обороты в настоящее время и в ближайшем будущем окажет существенное воздействие на распространение СПО, в том числе в госсекторе.Чекап для искусственного интеллекта: зачем и как тестировать ИИ-решения?
Коммерческое продвижение СПО будет оставаться более слабым по сравнению с проприетарными аналогами отчасти в силу базовой идеологии СПО, о которой было сказано выше, но в большей степени потому, что продвигать на рынок будут не сами СПО-продукты, доступные бесплатно, а скорее услуги их внедрения и поддержки. Таким образом, в перспективе B2B рынок СПО будет приобретать черты, сближающие его с рынками профессиональных услуг и управленческого консалтинга, на которых понятие продукта размыто, или, другими словами, продуктом является интеллект и экспертиза определенных команд специалистов.
Специфическими для России особенностями, сдерживающими распространение СПО, являются масштабное распространение компьютерного пиратства, мощное лоббирование использования проприетарного ПО со стороны производителей и слабая (до недавнего времени) поддержка СПО со стороны государства.
Борьба с пиратством, проводившаяся на протяжении последнего десятилетия в вялотекущем режиме в основном силами самих производителей, приобрела чуть большее значение на государственном уровне только в последние два-три года, на фоне пропагандируемого сближения с европейским сообществом, обсуждения вступления в ВТО и связанных с этим вопросов защиты интеллектуальной собственности. Результатом обострения этой борьбы и подключения к ней силовых ведомств стал, в частности, упомянутый выше всплеск массового интереса к СПО после дела Поносова. Сам судебный процесс является лишь эпизодом, который не может серьезно и долгосрочно повлиять на распространение СПО, но при сохранении появившейся тенденции к более жесткой защите интеллектуальных прав в России бесплатные альтернативы проприетарному ПО будут, несомненно, осваиваться все более и более широко.
Другой важной тенденцией, наметившейся в России последние два года, становится начало законодательной деятельности в сфере СПО и разработка связанных с этим концепций и проектов в отраслевых ведомствах. В отличие от ряда других стран, уже в течение многих лет реализующих централизованные программы внедрения СПО, первый российский документ, имеющий отношение к данной сфере, был подготовлен только в 2008 г. (см. выше). С учетом длительности процедур утверждения подобных государственных программ, можно предположить, что полноценной государственной поддержки СПО в России в ближайшее время ожидать не стоит, однако сам факт обращения государства к данной теме является важным сигналом для многих ведомственных учреждений. С этой точки зрения проведение тендеров на поставку СПО в школы и реализованные пилотные проекты в образовании могут в долгосрочной перспективе сыграть очень важную роль в распространении СПО, причем не только в госсекторе.
См. также